Швейцария - мировой лидер в области профессионального обучения

Поделиться в facebook
Поделиться в google
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

Швейцария несомненно, является мировым лидером в области ученичества, будь то ручное или техническое, в сфере общественного питания, здравоохранения или информационных технологий. Каменщики, электрики, техники и плотники проходят путь от профессиональных колледжей до университетов прикладных наук ("Fachhochschule", "haute école spécialisée", "scuola universitaria specializzata") и в итоге становятся руководителями строительных площадок, инженерами или IT-специалистами с работой на всю жизнь и зарплатой, которой позавидовали бы их европейские коллеги.

Поэтому 40% населения вполне обоснованно выбирают ремесла, технические профессии или гостиничный менеджмент. Колледж гостиничного менеджмента в Лозанне, кстати, являющийся университетом прикладных наук ("Fachhochschule", "haute école spécialisée", "scuola universitaria specializzata"), известен как лучший в мире.

70% швейцарцев проходят профессиональное обучение (ученичество и стажировку)

Швейцария является мировым лидером в области профессионального образования, к которому приступает 70% населения после завершения обязательного обучения в общеобразовательных начальных и преимущественно селективных средних школах ("Sekundarschule", "école secondaire", "scuola media"). В средних школах Швейцарии (за исключением Женевы и Тичино) учащиеся в основном готовятся к производственной практике или к обучению в специализированных средних школах с длительной практикой ("Fachmittelschule", "école de culture générale", "scuola specializzata"). Многие выпускники продолжают обучение в сфере торговли или информационных технологий, более трети - в сфере ручного труда (включая общественное питание и здравоохранение), а чуть более четверти переходят в академические элитные школы ("гимназии", "лицеи", "лисео") или специализированные средние школы ("фахмиттельшуле", "женская школа культуры", "специализированная школа"). Швейцарское ученичество сочетает профессиональную подготовку с дополнительным образованием ("duale Bildung", "formation duale", "formazione duale"). В отличие от Великобритании, Швейцария производит большую часть своих квалифицированных рабочих и техников и удовлетворяет внутренний спрос. Однако это, вероятно, вынуждает слишком многих идти на коммерческое ученичество.

Преподаватели профессиональных школ в Швейцарии должны соответствовать строгим национальным стандартам

Поскольку 70% всех швейцарских школьников переходят из младших классов средней школы в средние профессиональные учебные заведения, они попадают в другой мир, в котором национальные стандарты неожиданно становятся нормой.

Профессионально-технические училища практически не имеют свободы в том, что они преподают. Их студенты проводят три-четыре года, готовясь к сложным академическим и практическим экзаменам в конце обучения. Федеральный диплом автомеханика установлен Берном так же, как и вступительный экзамен в коммерческий университет ("Kaufmännische Berufsmatura", "maturité professionnelle commerciale", "maturità professionale commerciale").

Хорошая швейцарская профессиональная школа ("Berufsschule", "école professionnelle", "scuola professionale") в большей степени похожа на школы Великобритании. Хотя постоянная оценка преподавателей и мастеров играет важную роль в итоговой оценке, учащимся также придется сдавать строгие государственные экзамены. Учащиеся хорошего класса профессиональной школы в совокупности хорошо сдадут выпускные экзамены. Поскольку существует внешнее оценивание, есть больше возможностей для партнерства между преподавателями и учащимися. Однако даже в профессионально-технических колледжах директор и его заместитель будут занимать очень низкое положение по сравнению со своими коллегами из Великобритании.

Подростки взрослеют, проходя производственную практику

Одно из исключительных преимуществ швейцарской системы ученичества заключается в том, что подростки, продолжая свое образование, соприкасаются с реальной жизнью. К 18 годам они проходят одну из самых сложных в мире схем профессионального обучения и умеют выполнять практическую работу на самом высоком уровне, анализировать и описывать этапы профессиональной деятельности и даже управлять проектом по своему выбору (подростки обязаны делать это в рамках всех швейцарских стажировок!). Для студентов, менее склонных к учебе, стажировка - это способ обрести уверенность в себе и развить чувство собственной значимости. Благодаря необычайной проницаемости швейцарской системы образования, ученичество ведет желающих к получению высшего профессионального и высшего общего образования. О достоинствах этой системы можно судить и по низкому уровню безработицы среди молодежи, хотя в научных кругах об этом спорят. Если в этой системе и есть недостатки, то они касаются культуры и общего образования. Основной причиной этого является время, так как подростки, обучающиеся без отрыва от производства, чтобы стать IT-специалистами, должны будут изучать общеобразовательные предметы в течение одного-двух дней в неделю, а не полный рабочий день.

Слишком много коммерческих стажеров со все более мрачными перспективами

Подросткам, которые не попадают в академические элитные школы ("гимназии", "лицеи", "лисео") во втором или последнем классе средней школы, учителя или консультанты по карьере очень часто советуют выбрать коммерческое обучение. Около половины всех выпускников проходят коммерческое обучение ("kaufmännische Lehre", "apprentissage commerciale", "apprendistato commerciale") в школе бизнеса KV ("Kaufmännischer Verein", "Societe des employés de commerce", "societa impiegati commercio"). Академически сильные ученики коммерческих школ сдают вступительный экзамен в профессиональный университет ("Berufsmatura", "maturité professionnelle", "maturità professionale") и продолжают обучение в университете прикладных наук ("Fachhochschule", "hautes écoles spécialisées", "scuola universitaria professionale"). И КВ, и швейцарские "Fachhochschulen" имеют высокие академические стандарты. К сожалению, швейцарские банки и страховые компании нуждаются во все меньшем количестве коммерческих работников и при подборе персонала предпочитают академиков-иммигрантов с "настоящими" университетскими степенями в области бизнес-исследований швейцарским выпускникам "Fachhochschule".

В большинстве стажировок мало времени уделяется культуре

Отсутствие интереса к культуре в швейцарских средних школах усиливается большинством ученических программ, включая коммерческую программу. Даже ученики, которые выбирают вступительный экзамен в коммерческий университет ("kaufmännische Berufsmaturität", "maturité professionnelle commerciale", "maturità professionale commerciale"), вынуждены изучать большую часть литературы своего родного языка при очень слабой поддержке учителей. Они проходят тест по пяти основным литературным произведениям, но только одно или два из них рассматриваются в классе из-за нехватки времени. Музыка и искусство в основном отходят на второй план, а недавно федеральный орган в Берне, регулирующий вступительные экзамены в профессиональные университеты ("Berufsmaturität", "maturité professionnelle", "maturità professionale"), потребовал от коммерческих школ сократить даже факультативные предметы по культуре. Обычным ученикам коммерческих школ больше не преподают литературу на их родном языке. Неудивительно, что ситуация еще больше усугубляется при обучении на производстве, где ученики не читают литературу на родном языке и не занимаются никакими другими культурными занятиями.



Автор Робин Халл, автор книги "Путеводитель по швейцарской системе образования".
Это отрывок из единственного существующего на сегодняшний день обзора швейцарской системы образования на английском языке для родителей с международным образованием. Его можно заказать на сайте www.guideto.ch.

Написано

Hull's School Zurich

Hull's School Zurich

Hull's School - первый английский колледж в Цюрихе для подростков. Программа четырехлетнего колледжа преподается на английском языке (кроме современных языков) и охватывает пятый и шестой классы (10-13 классы). Студентов готовят к экзаменам IGCSE и A-level.

Switzerland – global leader in vocational training

Share on facebook
Share on google
Share on twitter
Share on linkedin

Switzerland is without doubt a world leader in apprenticeships, be they manual or technical, in catering, health care or IT. Trainee masons, electricians, technicians and carpenters make their way through vocational colleges to universities of applied sciences (“Fachhochschule”, “haute école spécialisée”, “scuola universitaria specializzata”) and end up as construction-site managers, engineers or IT specialists with a job for life and a salary that would fill their European peers with envy.

This is why 40% of the population quite rightly go in for crafts, technical professions or hotel management. The Lausanne Hotel Manage­ment College, incidentally a university of applied sciences (“Fachhochschule”, “haute école spécialisée”, “scuola universitaria specializzata”), is known to be the world’s best.

70% of Swiss undergo vocational training (apprenticeships and internships)

Switzerland is a global leader in vocational training, which 70% of the population embark on after completing their compulsory education (“obligatorische Schulzeit”) at comprehensive primary and mostly selective lower secondary schools (“Sekundarschule”, “école secondaire”, “scuola media”). At Switzerland’s lower secondary schools (with the exception of Geneva and Ticino), students are mainly prepared for apprenticeships or specialised middle schools with extended internships (“Fachmittelschule”, “école de culture générale”, “scuola specializzata”). Many of the leavers continue with a commercial or IT apprenticeship, more than a third with manual apprenticeships (including catering and health care) and slightly more than a quarter transfer to academic elite schools (“Gym­nasium”, “lycée”, “liceo”) or specialised middle schools (“Fachmittelschulen”, “école de culture générale”, “scuola specializzata”). Swiss apprenticeships combine vocational training with further education (“duale Bildung”, “formation duale”,“ formazione duale”). Unlike the UK, Switzerland produces most of its skilled manual workers and technicians and meets domestic demand. However, it probably compels too many to go in for a commercial apprenticeship.

Vocational school teachers in Switzerland have to meet rigorous national standards

As 70% of all Swiss students transfer from lower secondary schools to vocational training and vocational middle schools, they enter a different world in which national standards are suddenly the norm.

Vocational schools enjoy little or no freedom in what they teach. Their students spend three to four years preparing for the challenging academic and practical examinations at the end of their apprenticeships. The federal Car Mechanic Diploma is set by Berne just as much as the commercial university entrance examination (“Kaufmännische Berufsmatura”, “maturité professionnelle commerciale”, “maturità professionale commerciale”).

A good Swiss vocational school (“Berufsschule”, “école professionnelle”, “scuola professionale”) functions much more like UK schools. Though continuous assessment by teachers and master craftspeople plays an important part in the final grade, students will also have to face exacting national examinations. Students of a good vocational school class will collectively pass their final examinations well. As there is external assessment there is more room for a partnership between teachers and students. However, even at vocational colleges the principal and his deputy will keep a very low profile compared to their UK counterparts.

Teenagers grow up as they serve apprenticeships

One of the extraordinary benefits of the Swiss apprenticeship system is that teenagers come into contact with real life while continuing their education. By the age of 18 they will have been through one of the world’s most sophisticated vocational-training schemes and know how to do a practical job to the highest standards, analyse and describe the stages of a professional activity and even manage a project of their choice (teen­agers are required to do so as part of all Swiss apprenticeships!). For students who are less academically inclined, apprenticeships are a way to gain confidence and develop a sense of worth. Thanks to the extraordinary permeability of the Swiss educational system, apprenticeships lead on to higher vocational and higher general education for those who wish. The merits of this system can also be seen in the low youth unemployment rate, though there is some argument about this in academic circles. If there are downsides to this system, they lie in culture and general education. The main reason for this is time, as teenagers training on the job to become IT specialists will have to cover general-education subjects in a day or two per week, rather than full-time.

Too many commercial apprentices with increasingly bleak prospects

Teenagers who do not make it into academic elite schools (“Gymnasium”, “lycée”, “liceo”) in their second or final year of lower secondary school are very often advised to opt for commercial apprenticeships by their teachers or by careers counsellors. About half of all leavers go through commercial apprenticeships (“kaufmännische Lehre”, “apprentissage commerciale”, “apprendistato commerciale”) at the KV Business School (“Kaufmännischer Verein”, “société des employés de commerce”, “societa impiegati commercio”). Academically stronger commercial apprenti­ces take the vocational university entrance examination (“Berufsmatura”.“maturité professionnelle”, “maturità professionale”) and continue at a university for applied sciences (“Fachhochschule”, “hautes écoles spé­cialisées”, “scuola universitaria professionale”). Both the KV and Swiss “Fachhochschulen” have high academic standards. Unfortunately, Swiss banks and insurance companies need fewer and fewer commercial workers and tend to prefer immigrant academics with “real” university degrees in Business Studies to Swiss “Fachhochschule” graduates, when it comes to staffing management.

Most apprenticeships have little time for culture

The lack of interest in culture at Swiss lower secondary schools is reinforced by most apprenticeships, including the commercial programme. Even students who opt for the commercial university entrance examination (“kaufmännische Berufsmaturität”, “maturité professionnelle com­merciale”, “maturità professionale commerciale”) have to study much of the literature of their first language with very little support from their teachers. They are tested in five major works of literature, but only one or two are covered in class for want of time. Music and art mostly fall by the wayside, and more recently the federal authority in Berne governing the vocational university entrance exams (“Berufsmaturität”, “maturité professionnelle”, “maturità professionale”) has asked commercial schools to cut down even on optional cultural subjects. Ordinary commercial apprentices are no longer taught the literature of their first language. It comes as no surprise that the situation is even more pronounced in manual apprenticeships where apprentices neither read literature in their first language nor engage in any other cultural pursuits.



Written by Robin Hull, author of ‘A Guide to the Swiss educational system’.
This is an excerpt from the only overview of the Swiss educational system in English currently in existence for parents with an international background. It can be ordered on www.guideto.ch

Written by

Hull's School Zurich

Hull's School Zurich

Hull’s School is the first English college in Zurich for teenagers. The four-year college programme taught in English (except for modern languages), and covers the UK Fifth and Sixth Forms (Years 10 to 13). Students are prepared for IGCSE and A-level examinations.